Консультация для
родителей
«Воспитание
патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Чувство
патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может
быть
определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за
свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и
желание сохранять и приумножать богатства своей страны. Патриотизм проявляется
не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и
духовной жизни народа.
Внимательное
наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет
сделать вывод, что дошкольник обладает большим количеством знаний, а его
интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах
детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости.
Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно
начинать с дошкольного возраста.
Крылатая
фраза: Все начинается с детства» - как нельзя больше относится к данному
вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к
впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы. С младенчества
ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир,
эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое
несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич.
Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают
ему, что народ считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу,
взаимопомощь. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и
ненавидеть то, что ненавидит народ. «Это первые блестящие попытки русской
народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь
был в состоянии состязаться в этом случае
с
педагогическими гениями народа».
Загадки,
пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком
легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к
человеку,
к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему
народу,
к
своей стране. Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес,
поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок
переходит
к
конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки
в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными,
остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь.
Так
общественное и природное выделить в окружающей жизни наиболее существенное
характерное. Он может не увидеть главное, или принять за главное нетипичное,
второстепенное. «Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет
корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких
десятилетий, так и взрослый должен заботиться о воспитании у детей
чувства безграничной любви к Родине». Без помощи взрослого детям трудно понять,
что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые
ребенок видит каждый день – это и есть его Родина. Взрослый выступает
посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует
его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу
своей способности к подражанию и из доверия к взрослому дети перенимают у них
оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как
готовятся к празднику и т. д. –во всем проявляется их отношение к жизни,
которое постепенно воспитывает чувства ребенка.
Мы
учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное
чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной
близости с ним – все это очень важно для становления личности ребенка, для
чувства защищенности и благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали
началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское
лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящих свой вклад в общее
дело. Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к
традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники
урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию,
встречи ветеранов, участников воин. Неизменно живет в народе традиция чтить
память погибших воинов.
Одна
из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все
создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство
стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему
героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм
военного подвига. Родители должны рассказывать детям о своей работе, о том, что
они делают, и для чего это нужно.
Рассказы
о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости
помогает воспитывать гордость за человека – труженика. В патриотическом
воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и
притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию. Читая детям
рассказ, стихотворение, важно своими интонациями, логическими ударениями
передать кульминационные моменты в произведении, заставить их волноваться и
радоваться. Беседовать после чтения, надо с большой осторожностью, чтобы не
разрушить, а укрепить эмоциональное воздействие.
Любить
Родину – это и знать её. Что может знать о своей стране ребенок, какие знания
нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству стало осознанным и прочным?
Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины. Очень важно для
воспитания патриотических чувств и исторические знания. Обращение к литературе,
искусству прошлого, так же как и к истории, - это обращение к прошлому своего
народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное, и сохраненное
предыдущими поколениями, может стать подлинным патриотом.
Любовь
к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только
в стремлении больше узнать о ней, но и в желании, потребности трудиться, на
благо отечества, бережно относиться к его богатствам. Участие в общих делах -
воспитывает в ребенке хозяина своей страны. Хозяина любящего, заботливого.
Ребенок должен иметь постоянные поручения, не только по самообслуживанию, но и
для пользы других. Важно только, чтобы этот труд действительно имел реальное
значение для окружающих, не был надуманным. Все сказанное имеет прямое
отношение к воспитанию патриотических чувств у детей.
Что
мы Родиной зовем?
Дом,
где мы с тобой живем,
И
березки, вдоль которых
Рядом
с мамой мы идем.
Что
мы Родиной зовем?
Поле
с тонким колоском,
Наши
праздники и песни,
Теплый
вечер за окном.
Комментариев нет:
Отправить комментарий