Консультация для родителей
Тема: «Что рассказать детям о диких
животных»
Знакомство с природой будет не полным,
если не рассказывать ребенку о диких животных. Без животных природа мертва.
Самый маленький ребенок знает, что в лесу живут звери. Дети искренне
сочувствуют зайчишке, за которым охотится лиса, им нравится веселая белочка, а
как все любят злого жадного волка!
Нельзя, например, огульно утверждать, что
одни звери и птицы полезны, а другие вредны. Все зависит от условий, в которые
они попадают. Например, хорьки приносят вред тем, что уничтожают домашних птиц,
а в степях они незаменимы в борьбе с грызунами. Лучше всего показывать детям в
зоопарке живых обитателей наших лесов, степей, а также пустынь, джунглей и
других мест обитания.
Покажите животных, известных им по сказкам
и книгам: белку, бурундука, лису, зайца, медведя, волка, льва, тигра, обезьян и
других животных. Лучше всего побывать в зоопарке в теплое время года, когда
звери находятся на открытом воздухе.
Подойдя к клетке, позаботьтесь о том,
чтобы они были хорошо видны ребенку. Не следует показывать сразу всех зверей,
лучше побывать в зоопарке несколько раз.
Белка.
Дети хорошо знают белку, она маленькая - с
котенка. На затылке торчат ушки с кисточками. Обратите внимание детей на
пушистую, рыжеватую шерстку, выпуклые черные глаза, на пушистый хвост, размером
с саму белку. Белка - очень подвижная.
Заяц.
Рассматривая зайца, обратите внимание на
его лапы. Расскажите, что во время прыжка заяц сначала выбрасывает вперед
длинные задние ноги, а потом передние короткие. Если рассматривать следы зайца
на снегу, то видны сначала следы задних ног, а затем передних. Заяц легко
поднимается на горку, но спускаться с нее ему очень трудно.
Прочитайте детям стихотворение:
Чьи это лапки на белом снегу наследили?
Кто-то по белому полю бежал.
Корешок чьи-то зубки точили,
На осинке кору обглодал.
Белым столбиком долго сидел,
Навострив свои длинные ушки,
А потом кувырком -
Полетел через голову со снежной горушки.
Можно спросить у ребенка, почему заяц
полетел с горки. Заяц норы не делает. Днем он лежит под кустиком, а ночью
выходит на кормежку. Летом корма много, всюду есть трава, зимой же приходится
трудно, заяц бегает на огороды, грызет капустные кочерыжки или находит и ест
сено. А если ничего не находит, то глодает кору деревьев и кустарников. У зайца
много врагов и лиса, и волк, и сова, и ястреб. Все они не прочь полакомится
вкусной зайчатиной. Зимой зайца спасает защитная окраска под цвет снега.
Недаром говорят: «Бел, потому и цел». Есть еще защита - быстрые ноги. Не
вступая в борьбу, заяц спасается бегством не от трусости, которую ему
приписывают. Существует народная поговорка: «Заяц не трус, себя бережет».
Лиса.
Рассматривая лису, скажите ребенку, что
она немного похожа на собаку. У лисы красивая, густая, пушистая шерсть. Тело ее
очень подвижно, оно может изгибаться, вытягиваться при беге. У лисы длинный
пушистый хвост, при повороте он работает, как руль. Зимой на ногах у лисы
отрастает густая шерсть, и говорят, что лиса ходит, как в валенках, и лапы у
нее никогда не зябнут. Лиса всеядная, питается свежим мясом, охотится на
зайцев, крыс, мышей, ест рыбу, лягушек, ящериц. Питается и растительной пищей:
ягодами и плодами кустарников. Очень любит арбузы, причем выбирает только
спелые. У лисы хороший слух и обоняние. Зимой она слышит, как мыши-полевки
возятся и пищат под слоем снега. Лиса быстро раскапывает снег и ловит их. «Лиса
мышкует». Летом она приносит большую пользу. У лисы много врагов, из которых
самый опасный - волк.
Про лисиц сочинили загадки, загадайте их детям:
У кого из всех зверей хвост пушистей и
длинней?
Хитрая плутовка, рыжая головка,
хвост - пушистая краса, кто же
это?
(Лиса)
Волк.
Волк очень похож на собаку. У него грубая,
густая шерсть. Большая голова с широким лбом и толстая шея, которая
малоподвижна. Зубы у волка острые. Острое зрение помогает видеть в темноте,
хороший слух - издалека выслеживать жертву. Волк питается в основном мясом и в
поисках пищи может очень долго бегать вместе со своим многочисленным семейством
- волчицей и подросшими волчатами. Зимой пищу найти трудно, и волк часто
остается голодным.
Живет волк в логове, которое устраивает
недалеко от водоема, где-нибудь в глухом овраге. Маленького волчонка можно приручит,
но полностью доверять ему нельзя. Могут проявиться качества хищника.
Загадайте детям загадки про волка:
Кто зимой холодной бродит злой, голодный?
Все клыками щелк.
Кто же это?
(Волк)
Медведь.
Первой любимой игрушкой многих детей
бывает плюшевый мишка. И поэтому им очень интересно посмотреть на настоящего,
живого медведя. Детей поражает громадное, неуклюжее тело медведя, покрытое
бурым мехом, как теплой шубой. У медведя маленькие глазки и слабое зрение. Ноги
при ходьбе он ставит внутрь пальцами и наружу пятками, поэтому медведя называют
косолапым. Лапы у него сильные с голыми ступнями, как и у белого медведя. В
народе медведя называют – «босоногий мужик». Благодаря голым подошвам, медведь
очень тихо подкрадывается, даже веткой не хрустнет. Питается медведь грибами,
ягодами, орехами. Но особенно он любит, забравшись в улей, полакомиться медом.
Медведь разоряет муравейники, съедая муравьев. Иногда медведи питаются рыбой.
Часами медведь может сидеть с поднятой лапой и ждать, когда подплывет крупная
рыба, затем ловко бьет ее лапой и подбирает. Осенью медведь усиленно питается,
нагуливает жир и ложиться спать на долгую зиму в берлогу.
Загадайте детям загадки про медведя:
Кто мохнатый и большой спит в берлоге
зимой?
Косолапые ноги, зиму спит в берлоге.
Догадайся, ответь, кто же это?
(Медведь)
Народная мудрость, выраженная в сказках,
не зря наделила зверей человеческими качествами - этим она приближает детей к
пониманию природы, будит в них интерес к жителям леса, к их жизни. Детей
необходимо знакомить с внешним видом и повадками диких зверей, обращая внимание
на характерные признаки каждого животного, давая правильные сведения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий