«Познакомьте ребенка с родным городом».
Чувство Родины у малыша связывается с местом, где он родился и живет.
Задача родителей:
1) Углубить это чувство, помочь растущему человеку открыть Родину в том,
что ему близко и дорого – познакомить с ближайшим окружением. Это улица и
сквер, где малыш бывает постоянно, двор, где играет с ребятишками, детский сад,
который для него является вторым домом…
2) Расширить круг представлений о родном городе, дать о нем некоторые
доступные для ребенка исторические сведения, показав все то, что свято чтут
люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронить в детское сердце
искорку любви к Родине.
Дошкольное детство – пора открытий. Задача
взрослых – помочь ребенку делать открытия, наполнив их воспитывающим
содержанием, которое бы способствовало формированию нравственных чувств. Пусть
ребенок с вашей помощью открывает красоту родного города, удивляется новому,
которое, казалось бы, давно ему известно.
Взрослые, гуляя с ребенком, каждый раз находят объект для наблюдения. Вот в
конце улицы появился забор, а за ним застрекотал бульдозер. Почему? Ребенок с
помощью мамы делает предположение: наверно, здесь начинается стройка. Что это
будет? Узнаем, когда придем сюда еще и еще. Вот ребенок видит свою улицу утром,
когда идет в детский сад. Это улица деловая, размеренно спешащая, с группками
людей на автобусных остановках. Одна сторона улицы озарена солнцем, другая в
тени. Вечерняя улица совсем иная: дома кажутся выше, небо на фоне ярких фонарей
– бездонно темным, витрины магазинов – особенно нарядными. Ребенок видит зимнюю
улицу, когда выпал первый снег; и весеннюю с искрящейся капелью; с лужицами –
зеркалами, отражающими солнечных зайчиков; летнюю улицу, озаренную светом, и
осеннюю – с серыми дождями. А сколько радости возникает у дошкольника при виде
праздничной улицы, украшенной флагами, транспарантами, гирляндами цветов и
огней! Все эти впечатления, помогающие ему знакомиться с улицей в разных ее
ракурсах, открывая новое в привычном, обыденном.
Пятилетний ребенок способен усвоить название своей улицы и той, на которой
находится его детский сад. Важно выучить с ребенком свой домашний адрес.
Внимание ребенка постарше полезно привлечь к тем объектам, которые расположены
на ближайших улицах – школа, библиотека, почта, завод, магазины и т. д.
Рассказать об их названии, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников расширяется –
это ближайшие улицы, район в целом и его достопримечательности. Ребенку полезно
объяснить, в честь кого названы улицы, почему город, в котором он живет, носит
такое название. При ознакомлении ребенка с родным городом необходимо опираться
на имеющийся у него опыт, а также учитывать психологические особенности
дошкольников. Нельзя не принимать во внимание эмоциональность восприятия ими
окружающего, впечатлительность. Вот почему знакомство с родным городом должно
осуществляться на самом главном, ярком, запоминающемся. И в этом родителям
принадлежит особая роль, ведь они имеют больше возможности, чем детский сад,
могут поехать с ребенком на экскурсию в любую даже отдаленную часть города.
- Сопровождайте рассказ о городе наглядным материалом: фотографиями,
репродукциями, слайдами, схемами, рисунками и др.
- Обращайтесь к детям с вопросом в процессе рассказа, чтобы активизировать
их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о
чем-то догадаться самому (можно спросить: «Как вы думаете, почему именно на
этом месте люди решили построить город? Откуда такое название? Что оно может
обозначать?
- Не называйте дат: они затрудняют восприятие материала. Используйте
такие выражения: «Это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были
такими же маленькими, как вы»; или «Это было очень – очень – очень давно, когда
ваших мам, бабушек и дедушек ещё не было на свете»
- Используйте доступную детям лексику, значение незнакомых слов
объясняйте; не употребляйте специальной терминологии, не перегружайте рассказ
сложными грамматическими конструкциями.
Воспитывать любовь к родному городу – значит связывать весь воспитательный
процесс с окружающей общественной жизнью и ближайшими и доступными объектами.
В.А.Сухомлинский говорил: «Красота родного края – это источник любви к
Родине….. Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце
и памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».
Развивающие игры для детей:
Игра «Кто подберёт больше слов»
Цель: Формировать быструю реакцию на слово, развивать умение подбирать
подходящие по смыслу слова к памятным местам Челябинска.
Ход игры: Взрослый называет существительное – дети подбирают подходящие по
смыслу определения-прилагательные. Например, Челябинск (красивый, , большой,
любимый и т. д.); мемориал какой? Река? какая? И т.д.
Игровое упражнение «Продолжи»
Цель: Формировать умение быстро схватывать смысл услышанного, запоминать
составлять высказывание; закреплять знания о достопримечательностях Челябинска.
Примерные фразы для продолжения: - Наш город называется….
- Жителей нашего города называют…
- В краеведческом музее много…
- В нашем городе есть…
- Я люблю свой город за то, что он…
Комментариев нет:
Отправить комментарий