пятница, 8 февраля 2019 г.

Народные промыслы России-матушки"

Консультация для родителей в рамках реализации проекта "Народные промыслы России-матушки"

Русская традиционная культура – это отражение духовно-практического опыта и поэтому неотъемлемая часть нашей жизни. В силу исторических и социальных причин в России долгое время была ослаблена связь поколений – передача духовно-практического народного опыта. Между тем во многих европейских странах народная культура составляет неотъемлемую часть эстетического воспитания детей.

Но забвение в прошлом.
Огромное внимание к русской национальной культуре в последние годы особенно активно проявляется в социально-педагогической среде. Это связано с глубокой духовностью и мудростью народного творчества. Старинная пословица гласит«Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Ведь без знаний традиций, обычаев, обрядов русского народа, невозможно воспитатьполноценного человека.
Воспитание на традиционных культурных ценностях должно идти с рождения. Семья, как носитель, хранитель и передатчик народных культурных ценностей – не всегда соответствует этому назначению. Если раньше сама народная традиция обеспечивала необходимый уровень житейско-нравственной и художественно-эстетической воспитанности детей, то теперь эту традициюпризваны поддерживать образовательные учреждения.
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и его обычаи, традиции – его культурное наследие. Для этого необходимо обратится к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору.
Фольклор – от английского folk-lore – «народная мудрость» - это совокупность устного народного творчества передаваемого из уст в уста, от поколения к поколению.
Фольклор вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с песнями, поговорками, загадками, пословицами, сказками, пестушками, потешками, прибаутками, считалочками-попевками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыка, театр и хореография. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества и корректно осуждаются недобрые поступки. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, а так же к семье, как особо значимой социальной ячейки общества. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Значимую роль в «фольклорном пласте» занимают народные игры, способствующие воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучающие детей быть честными и правдивыми.
Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста.
Игра – это не пустая забава, это настоящая школа воспитания. Народные игры отличаются своей увлекательностью и разнообразностью. Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность и способствует самовыражению.
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры, которые были непременным элементом народных обрядовых праздников. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена огромнейшая информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники, сопровождающие их обряды и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Обобщая всё сказанное выше, касаясь тех проблем, которые возникают в обществе, в котором не знают и не ценят своего прошлого, своей истории, своих предков, остается мысль, что то самое огромное внимание к русской национальной культуре, которое проявляется в последние годы, это правильное направление в воспитание подрастающего поколения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий