«Воспитание культурно – гигиенических
навыков у детей младшего дошкольного
возраста».
Период раннего
и дошкольного детства наиболее благоприятный для
формирования культурно-гигиенических навыков.
К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по
соблюдению чистоты тела, культуры еды,
поддержания культурных взаимоотношений детей друг
с другом и с взрослыми.
Культурно-гигиенические
навыки в
значительной степени формируются в дошкольном возрасте,
так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а
действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый
день и неоднократно.
К числу основных
условий успешного формирования культурно- гигиенических
навыков относятся рационально четкий режим дня и
руководство взрослых. Режим дня обеспечивает ежедневное повторение
гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному
формированию навыков и привычек культуры поведения.
Обучение
действиям по самообслуживанию – трудоемкий процесс. В домашних условиях
активность малыша нередко пресекается. Взрослым кажется, что лучше быстрее
самим накормить и одеть ребенка, чтобы не терять время зря. Ребенок бунтует,
отказывается от еды, прогулки и т. д. Со временем он начинает покорно
подчиняться взрослому, теряет интерес к самообслуживанию. Когда же взрослые
спохватываются и начинают требовать от ребенка самостоятельных действий,они встречают стойкое сопротивление: «Корми сама!», «Не хочу сам одеваться!» и
т. п. Ломка сложившегося стереотипа нелегко дается как ребёнку, так и
взрослому. Следует приучать ребенка к самообслуживанию, способствовать
формированию таких его личностных качеств, как самостоятельность, инициативность,
активность.
Необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх
специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны,
могли увлечь детей, активизировать их
инициативу и творчество.Широко используются
дидактические и сюжетно-ролевые игры: «Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя обедает», «Подбери посуду для куклы» и
т. д.
Поддержать
у детей хороший настрой помогут стихотворения,
потешки, поговорки, пословицы, например,
Чистая водичка
Моет Вове
личико.
Танечке ладоши,
Пальчики Антоше.
Буль-буль-буль
журчит водица
Все ребята любят
мыться
Ой, лады, лады,
лады,
Не боимся мы
воды,
Чисто умываемся,
Друг другу
улыбаемся.
Льется чистая
водица,
Мы умеем сами
мыться.
Зубы чистые
всегда
У веселого
бобра,
Потому что наш
бобренок
Чистит их еще с
пеленок.
Если носик твой
сопит,
Значит, он
совсем забит.
Свой платочек
доставай,
Нос получше
вытирай.
Саша у нас
зайчик,
Зайчик-побегайчик!
Зайчик Саша –
скок-поскок,
Подберет штаны,
носок.
Свои вещи не
теряет
И на место
убираем.
Интересны детям
и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно
разыгрывать маленькие сценки.
Чтобы ускорить
формирование культурно- гигиенических навыков необходимо
в процессе игр напоминать ребёнку: "Ты всегда
моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?". Таким
образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают
содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем
усвоения культурно-гигиенических навыков.
В дошкольном возрасте дети особенно склонны к
подражанию, поэтому в формировании навыков большую
роль играет личный пример взрослых. Внешний вид взрослых, их поведение служат
образцом для детей; их указания не должны
идти вразрез с собственным поведением, так как ничто не проходит мимо
внимательных детских глаз. Настаивая, чтобы дети мыли руки перед обедом, не
забывайте и от себя требовать того же. Старайтесь сами убирать свою постель,
это вовсе не трудная и не позорная работа. Во всех этих пустяках гораздо больше
значения, чем обыкновенно думают».
В воспитании культурно-гигиенических навыков огромную
роль играет оценка, т. е. положительное или отрицательное суждение взрослого об
отдельных поступках и поведении ребенка.Более широко необходимо
пользоваться положительной оценкой: одобрением, поощрением,
похвалой. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же,
сделать еще лучше. Если дети ошибаются при выполнении тех или иных правил,
можно напомнить им, что и как надо сделать, не торопится с замечанием или
осуждением. В воспитании
культурно-гигиенических навыков, так же как в любом другом виде
педагогической деятельности, важно единство требований сотрудников детского
учреждения и родителей. Поэтому, нужно
выработать общие критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок
выполнения этих действий, четко определить места расположения вещей, игрушек,
порядок их уборки и хранения.
Культурно-гигиеническое
воспитание,
осуществляемое в дошкольном учреждении,
должно не прерываться и в домашних условиях. Если в детском саду педагог
приучает каждого воспитанника к
самостоятельности при одевании, раздевании, приеме пищи, во время других
бытовых процессов, а дома все это за ребенка делают взрослые, то у ребенка не
вырабатываются устойчивые привычки, навыки, умения,
он часто оказывается беспомощным при необходимости выполнить даже самые простые
действия.
Воспитание
у детей навыков личной
и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует
правильному поведению в быту, в общественных местах. Практика показывает, что
дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы
культурно- гигиенические навыки, быстро и безболезненно
привыкают к условиям общественного дошкольного воспитания,
успешно развиваются умственно и нравственно, растут крепкими и здоровыми.
Комментариев нет:
Отправить комментарий