Консультация для родителей детей с нарушениями зрения
При патологии зрения у дошкольников страдает целостное и одновременное восприятие
действительности. Нарушения остроты зрения, бинокулярности, стереоскопии,
цветоразличения, глазодвигательных функций затрудняет формирование реальных
представлений об окружающем. Замедленность, неточность, фрагментарность зрительного
восприятия обусловливает недостаточность зрительных впечатлений у слабовидящих детей,
детей с косоглазием и амблиопией. Наблюдается затрудненность выделения, узнавания формы,
цвета, величины и пространственного положений предметов при нарушенном зрении.
Особо важное значение приобретает работа по формированию специальных приемов
Особо важное значение приобретает работа по формированию специальных приемов
использования нарушенного зрения при обследовании предмета, изучения его качеств и
свойств. Самостоятельное вычленение этих признаков и свойств с помощью зрения детям со
зрительной недостаточностью не всегда доступно. Зрительное восприятие же окружающего
мира для его реального отображения требует поэтапности, целенаправленности и осознанности.
Для овладения анализирующими способностями необходимо наличие у детей умений видеть и
понимать окружающее. Для формирования таких умений надо дать детям возможность
всесторонне понаблюдать, обследовать предмет с помощью всех анализаторов, так как это
помогает уточнить образ. Объединение всех сенсорных функций в процессе обследования
объекта дает более полное представление о форме контура и объема предмета, цвета и
структуры поверхности, размера предмета и его составных деталей и др. Так воспитывается
способность видеть отдельные свойства в предмете и объединять их в целостный образ.
На специальных коррекционных занятиях решается ряд важных задач:
• коррекция зрения и зрительного восприятия в процессе формирования навыков обследования
На специальных коррекционных занятиях решается ряд важных задач:
• коррекция зрения и зрительного восприятия в процессе формирования навыков обследования
объекта, упорядочения процесса наблюдения, анализа, систематизации процесса восприятия,
уточнения образа предмета;
• усиление и активизация полисенсорного восприятия при анализе объекта;
• конкретизация и активизация речи и мышления в процессе восприятия.
Процесс обследования состоит из нескольких последовательных этапов, позволяющих ребенку
• усиление и активизация полисенсорного восприятия при анализе объекта;
• конкретизация и активизация речи и мышления в процессе восприятия.
Процесс обследования состоит из нескольких последовательных этапов, позволяющих ребенку
охватить все признаки и качества предметов.
Обследование и анализ предметов проводится по четкой схеме, соответствующей ведущим
Обследование и анализ предметов проводится по четкой схеме, соответствующей ведущим
признакам предмета: определение формы предмета, его строение, наличие и расположение
деталей, определение цвета и его оттенков, пространственное положение.
В начале педагог дает детям общую характеристику предмета, описывая его с помощью живой и
В начале педагог дает детям общую характеристику предмета, описывая его с помощью живой и
яркой речи и вызывая тем самым у детей желание познать предмет, изучить его. Далее педагог
нацеливает детей на анализ основных частей и деталей предмета, соотносит их с сенсорными
эталонами формы, величины, цвета. Затем определяется строение предмета, соотношение всех
составных частей с их пространственным положением. После этого педагог еще раз обращает
внимание детей на зрительное восприятие предмета в целом.
Выделение этапов обследования и анализа предметов строится с учетом состояния зрения и
Выделение этапов обследования и анализа предметов строится с учетом состояния зрения и
уровня развития практических действий у детей с нарушениями зрительных функций. Чем
ниже острота зрения, тем больше времени потребуется ребенку для рассматривания и
осязательного обследования. Размер объектов должен быть при этом достаточно крупным,
цвет – ярким, контрастно выделяющимся на фоне. Желательно, чтобы дети могли тесно
контактировать с объектом.
Педагог постоянно руководит обследованием, с помощью конкретных вопросов управляет
Педагог постоянно руководит обследованием, с помощью конкретных вопросов управляет
процессами узнавания, выделения, анализа и синтеза, уточнения и конкретизации,
систематизации признаков предмета. Кроме того, он оказывает ребенку активную помощь в
зрительной ориентации, улучшает условия видения объекта, акцентирует внимание ребенка на
характерных, важных, отличительных качествах и свойствах объекта.
Дидактические игры и упражнения на сличение реального предмета с его изображением
Дидактические игры и упражнения на сличение реального предмета с его изображением
способствуют формированию способов анализа, сопоставления, определения строения
предмета реального и его изображения. К ним можно отнести задания на соотнесение
контурных, силуэтных, цветных изображений с реальными предметами: «Найди сходство и
различие», «Подбери половинку». Для формирования навыков сличения предметов и чтения
изображений используется обводка по контуру, силуэту, трафарету. При этом активизировать
детей можно игровыми приемами: «Кто скорее обведет по контуру, трафарету», «Кто больше
фигур заштрихует», «У кого правильней, более похоже», «Кто лучше закрасит фломастерами
изображение».
Комментариев нет:
Отправить комментарий