понедельник, 4 апреля 2016 г.



Консультация для родителей детей с нарушениями зрения

При патологии зрения у дошкольников страдает целостное и одновременное восприятие
 действительности. Нарушения остроты зрения, бинокулярности, стереоскопии, 
цветоразличения, глазодвигательных функций затрудняет формирование реальных 
представлений об окружающем. Замедленность, неточность, фрагментарность зрительного
 восприятия обусловливает недостаточность зрительных впечатлений у слабовидящих детей, 
детей с косоглазием и амблиопией. Наблюдается затрудненность выделения, узнавания формы,
 цвета, величины и пространственного положений предметов при нарушенном зрении. 
Особо важное значение приобретает работа по формированию специальных приемов
 использования нарушенного зрения при обследовании предмета, изучения его качеств и 
свойств. Самостоятельное вычленение этих признаков и свойств с помощью зрения детям со 
зрительной недостаточностью не всегда доступно. Зрительное восприятие же окружающего 
мира для его реального отображения требует поэтапности, целенаправленности и осознанности.
 Для овладения анализирующими способностями необходимо наличие у детей умений видеть и
 понимать окружающее. Для формирования таких умений надо дать детям возможность 
всесторонне понаблюдать, обследовать предмет с помощью всех анализаторов, так как это
 помогает уточнить образ. Объединение всех сенсорных функций в процессе обследования
 объекта дает более полное представление о форме контура и объема предмета, цвета и
 структуры поверхности, размера предмета и его составных деталей и др. Так воспитывается
 способность видеть отдельные свойства в предмете и объединять их в целостный образ. 
На специальных коррекционных занятиях решается ряд важных задач: 
• коррекция зрения и зрительного восприятия в процессе формирования навыков обследования 
объекта, упорядочения процесса наблюдения, анализа, систематизации процесса восприятия,
 уточнения образа предмета; 
• усиление и активизация полисенсорного восприятия при анализе объекта; 
• конкретизация и активизация речи и мышления в процессе восприятия. 
Процесс обследования состоит из нескольких последовательных этапов, позволяющих ребенку 
охватить все признаки и качества предметов. 
Обследование и анализ предметов проводится по четкой схеме, соответствующей ведущим 
признакам предмета: определение формы предмета, его строение, наличие и расположение 
деталей, определение цвета и его оттенков, пространственное положение. 
В начале педагог дает детям общую характеристику предмета, описывая его с помощью живой и
 яркой речи и вызывая тем самым у детей желание познать предмет, изучить его. Далее педагог
 нацеливает детей на анализ основных частей и деталей предмета, соотносит их с сенсорными 
 эталонами формы, величины, цвета. Затем определяется строение предмета, соотношение всех
 составных частей с их пространственным положением. После этого педагог еще раз обращает
 внимание детей на зрительное восприятие предмета в целом. 
Выделение этапов обследования и анализа предметов строится с учетом состояния зрения и
 уровня развития практических действий у детей с нарушениями зрительных функций. Чем 
ниже острота зрения, тем больше времени потребуется ребенку для рассматривания и
 осязательного обследования. Размер объектов должен быть при этом достаточно крупным, 
цвет – ярким, контрастно выделяющимся на фоне. Желательно, чтобы дети могли тесно
 контактировать с объектом. 
Педагог постоянно руководит обследованием, с помощью конкретных вопросов управляет 
процессами узнавания, выделения, анализа и синтеза, уточнения и конкретизации, 
систематизации признаков предмета. Кроме того, он оказывает ребенку активную помощь в
 зрительной ориентации, улучшает условия видения объекта, акцентирует внимание ребенка на
 характерных, важных, отличительных качествах и свойствах объекта. 
Дидактические игры и упражнения на сличение реального предмета с его изображением
 способствуют формированию способов анализа, сопоставления, определения строения
 предмета реального и его изображения. К ним можно отнести задания на соотнесение
 контурных, силуэтных, цветных изображений с реальными предметами: «Найди сходство и
 различие», «Подбери половинку». Для формирования навыков сличения предметов и чтения
 изображений используется обводка по контуру, силуэту, трафарету. При этом активизировать
 детей можно игровыми приемами: «Кто скорее обведет по контуру, трафарету», «Кто больше
 фигур заштрихует», «У кого правильней, более похоже», «Кто лучше закрасит фломастерами
 изображение».






Комментариев нет:

Отправить комментарий